01.03.2013
Возникает вопрос - как обучать ребенка мыслить так, чтобы процесс обучения был комфортен для него, учитывало его особенности. По всей вероятности, в первую очередь следует акцентировать внимание на тех проблемах, которые волнуют ребенка, изумляют его.
Так, на школьных уроках по природоведению, естествознанию, педагог не предлагает детям готовые знания, а пытается плавно подвести учеников к тому, чтобы они самостоятельно делали выводы под его руководством. Разговор начинается с детского вопроса, который начинается обсуждаться всем классом. Дети выдвигают различные предположения, взрослый помогает ребятам осмыслить их, попытаться приложить к жизни. Благодаря такому методу дети для себя открывают фундаментальные законы, уже открытые человечеством.
Очень важно, чтобы ребенок научился быть открывателем. Для этого одна из важнейших познавательных способностей, которую следует развивать в ребенке - способность к моделированию. Нельзя недооценивать способности ребенка не только к изучению уже готовой научной модели, но и к созданию своей собственной.
При изучении на уроке физике классом темы «Расширение тел при нагревании», учителем был показан опыт с монеткой, а после задан вопрос: «Почему монетка увеличилась в размере?» Дети, пытаясь объяснить увиденное, в первую очередь подумали, что откуда-то появилось новое вещество, из которого монетка была сделана. Или же в ней появилась дырка. Но ни первого, ни второго не произошло.
И тогда учитель предложил детям нарисовать то, что, по их мнению, происходило в монетке при нагревании. Обычно дети рисуют картинки в пользу совей гипотезы о появлении дополнительного вещества (например волшебницу, которая находится в монетке, и создает новое вещество). Но одна девочка нарисовала монетку, состоящую из маленьких паучков, объяснив это тем, что по её мнению, вся монетка состоит их таких вот крошечных насекомых, когда им жарко - они разбегаются, когда холодно - снова собираются вместе.
То есть ребенок самостоятельно в своих размышлениях подошел очень близко к современной атомно-молекулярной теории о строении вещества, построил собственную модель, близкую к научной.
Дальше следует обсудить те модели, которые предлагались детьми самостоятельно, в том числе и возможности их использования для объяснения и других процессов, происходящих в природе.